Развивающая предметно-пространственная среда группы
20 октября 2023г
информацией поделилась Наталья Васильевна и Милькова Марина Викторовна
Организация
предметно-пространственной развивающей среды в современном ДОУ
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ
сегодня уделяется большое внимание. Предметно-пространственная развивающая
среда в ДОУ, реализующем программу дошкольного образования, является одним из
важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью
для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном
процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие,
развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка,
способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Организация Центров активности детей
дошкольного возраста в группе современного ДОУ
Помещение группы
разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное
количество материалов для исследования и игры. Ребенку представляется
возможность самостоятельно делать выбор, в каком центре он в данный момент
хочет играть, экспериментировать, бегать, прыгать или просто посидеть в тишине.
Каждому центру дано
название. Размещая основные центры и оборудование, мы стремимся, чтобы каждый
ребёнок мог найти место, удобное для своих занятий и комфортное с точки зрения
его эмоционального состояния. Мы стремимся понять каждого ребенка, не навязывая
ему своей воли, помочь быть самим собой, осознать себя как личность,
чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно
перемещаться по группе. Мы предлагаем своим детям гибкое вариативное
использование пространства. При создании развивающего пространства мы учитываем
ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и возрастные
особенности детей.
Организовывая ППРС в
группе, нужно учитывать принципы интеграции образовательных областей. Материалы
и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе
реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с
планированием образовательного процесса, меняется сезонно и отражает тему
недели. Предлагаемые материалы и игры разнообразны; дают возможность для
реализации права детей на свободный выбор вида деятельности; дети не испытывают
затруднений в выборе рода занятий. Это
помогает нашим воспитанникам становиться более инициативны, самостоятельны.
Предлагаем вашему вниманию фото отчет
по лексической теме «Осень»
Центр познания
Результаты творческой детской деятельности всегда являются экспонатами для оформления группы.
Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную
деятельность ребенка-дошкольника
Предметно-развивающая среда – «система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития» (С.Л.Новосельцева)
Развивающая предметно-развивающая среда – часть
образовательной среды, предоставленная специально организованным пространством
(помещением группы, участком, музыкальным залом и т.п), материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Принципы организации ППРС для детей в
дошкольном учреждении:
наличие пространства и места для игровой деятельности
детей;
наличие времени, отведенного для игр в режиме дня;
зонирование и динамичность ППРС;
учет гендерной специфики при организации игровой среды
;
учет возрастных особенностей;
обеспечение безопасности среды;
подбор необходимых атрибутов, игр и игрушек при организации
предметно-игровой среды.
Основные
задачи, которые должны быть поставлены при создании ППРС в группе:
развитие личностных качеств и способностей детей;овладение
детьми разными способами действий;формирование активного познавательного
отношения детей к окружающему миру;побуждение детей к игре и развитие их
творческого воображения; учет особенностей каждой группы – возраст и уровень
развития, их интересы, гендерную принадлежность, индивидуальные
способности, психологическую защищенность детей.
Педагоги, реализуя главную
цель образовательной программы ДОУ, создают благоприятные условия для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает под
собой –
свободную деятельность детей в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально;
организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленная на
решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие
других людей, помощь близким в быту и др.)
В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор
психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н.
Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П.
Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению
ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми
(Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).
Предметно-пространственная
развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в
себя специально подобранные дидактические
материалы и игрушки ;игровое
оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов
деятельности; игры, личностно-ориентированного взаимодействия.
Окружающая предметная
среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно
находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без
внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым
надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно
заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка
дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от
обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и
предметов.
Однако не всякую среду, даже
достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. Чем
точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в
каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия
резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей
предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие
окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Соответствие возрасту – одно из
значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что
материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать
сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного
возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же
сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая
возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим
причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития:
• во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили;
• во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым
игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные
плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с
песком, водой и т.д.);
• в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем
возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые
вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида
деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей
материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать
обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста
признаки.
В связи с этим при определении
содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить
приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно
привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у
воспитанников, обеспечению возможности свободной самостоятельной
деятельности детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий